гордормост г.Витебск

Государственное предприятие "Гордормост" г.Витебск

Антикоррупционная деятельность

Решительная борьба с коррупцией является приоритетным направлением внутренней политики ГП «Гордормост»
ЗАКОН УЧИТ.
Государственные должностные лица
Государственные должностные лица – это Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе, а также иные государственные служащие, на которых распространяется действие законодательства Республики Беларусь о государственной службе (далее – государственные служащие); сотрудники Следственного комитета Республики Беларусь, имеющие специальные звания (далее – сотрудники Следственного комитета Республики Беларусь); лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь и относящиеся в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь к должностным лицам (далее – военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь); лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях и негосударственных организациях, в уставном фонде которых доля государственной собственности составляет не менее 50 процентов
Государственное должностное лицо не вправе:

заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, иной государственной организации, служащим которого (которой) оно является, либо подчиненного и (или) подконтрольного ему (ей) государственного органа, государственной организации, а также выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением трудовых обязанностей по месту основной работы (кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики), если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь;
принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в иностранных государствах и иных случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь;
выполнять имеющие отношение к служебной (трудовой) деятельности указания и поручения политической партии, иного общественного объединения, членом которой (которого) оно является (за исключением депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов).
Законодательными актами Республики Беларусь, регулирующими вопросы прохождения государственной службы, для государственных должностных лиц, являющихся государственными служащими, могут быть установлены иные ограничения.
Государственное должностное лицо обязано в течение трех месяцев после назначения (избрания) на должность передать в установленном законодательством Республики Беларусь порядке в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли участия (акции, права) в уставном фонде коммерческих организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Государственное должностное лицо обязано приостановить свое членство в политической партии, если в соответствии с законодательством Республики Беларусь исполнение государственных функций является несовместимым с принадлежностью к политической партии.
Государственное должностное лицо, нарушившее письменное обязательство по соблюдению ограничений, установленных частями первой – четвертой настоящей статьи, привлекается к ответственности, в том числе освобождается от занимаемой должности, в порядке, предусмотренном законодательными актами Республики Беларусь.

 

 

Важные детали:
1. Законом № 232-З внесены изменения в Закон о борьбе с коррупцией, а также скорректированы соответствующие положения ГК, ТК, Закона № 2050-XII.
2. Изменения, внесенные Законом № 232-З, вводятся в действие в 3 этапа: с 1 января, 5 января и 1 марта 2023 г.
3. С 1 марта 2023 г. действуют изменения, связанные с запретом на прием подарков и на совместную работу в определенных должностях.

Основные изменения
Введены новые определения
В ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией дано определение термина «организационно-распорядительные и административно-хозяйственные обязанности». Это имеет значение при определении субъекта коррупционного правонарушения и привлечении лица к ответственности, так как, исходя из правоприменительной практики, разные субъекты хозяйствования трактовали данный термин по-разному. Такое дополнение будет способствовать обеспечению единства правоприменительной практики, позволит устранить имеющиеся проблемные вопросы в правоприменении.

Круг лиц, на которых распространяются антикоррупционные ограничения
Законодательство о борьбе с коррупцией оперировало терминами «государственные должностные лица» и «лица, приравненные к ним». Нормы Закона № 232-З скорректировали круг таких лиц.

Введено понятие гражданских служащих
Это понятие появилось в новом Законе о госслужбе.
Гражданские служащие осуществляют профессиональную деятельность на государственных гражданских должностях, а также на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, и должностях среднего, старшего и высшего начальствующего состава при их занятии в установленном законодательством порядке государственными гражданскими служащими в государственных органах (ст. 4 Закона о госслужбе).
Следовательно, такие лица теперь включены в состав государственных должностных лиц.

Уточнен круг обязанностей лиц, приравненных к государственным должностным лицам
Как и ранее, к государственным должностным лицам приравнены в т.ч. лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях и организациях, в уставных фондах которых 50 % и более долей (акций) находится в собственности государства и (или) административно-территориальной единицы (абз. 5 ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией). В связи с этим Закон № 232-З уточнил выполнение таких обязанностей (данные уточнения действуют с 1 марта 2023 г.):
– организационно-распорядительные обязанности – полномочия по руководству деятельностью организаций, их структурных подразделений, расстановке и подбору кадров, организации службы (труда) работников, поддержанию дисциплины, применению мер поощрения и наложению дисциплинарных взысканий;
– административно-хозяйственные обязанности – полномочия по управлению и распоряжению имуществом, организации учета и контроля за отпуском и реализацией материальных ценностей;
– лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, – работники, совершающие действия, в результате которых наступают или могут наступить юридически значимые последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений, субъектами которых являются иные лица.
Для субъектов хозяйствования очень важна категория лиц, приравненных к государственным должностным лицам, поскольку в эту категорию попадают все руководители высшего и среднего уровня государственной организации или организации с долей государства, а также при определенных условиях могут попадать и менеджеры, у которых имеются подчиненные работники, работники, наименования должностей которых сформированы с применением производной «главный», имеющие в подчинении структурное подразделение или работников, а также ведущие и старшие специалисты, если они в установленном порядке уполномочены на выполнение организационно-распорядительных обязанностей.

Скорректирован круг лиц, которые попали под ограничения
Состав таких лиц не изменился, но формулировки стали более четкими.
К категории близких лиц теперь относятся:
– супруги;
– родственники: родители, дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки;
– свойственники: родители, дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры супруга (супруги).
Внесение изменений основано на необходимости устранить коррупционный риск незаконного обогащения супруга (супруги), близких родственников, супругов детей или свойственников государственных должностных и приравненных к ним лиц в связи с исполнением последними служебных обязанностей. Факт совместного проживания указанных лиц не влияет на возможность противоправного получения ими материальных выгод в связи с исполнением государственными должностными и приравненными к ним лицами служебных (трудовых) обязанностей.
Одновременно с этим Совету Министров предоставлено право регламентировать вопросы использования служебного имущества.

Ограничение на получение имущества
Государственные должностные лица и лица, приравненные к ним, должны соблюдать ограничения и запреты, установленные ст. 17–20 Закона о борьбе с коррупцией.
Эти лица по-прежнему не вправе принимать подарки, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, с исполнением служебных (трудовых) обязанностей (абз. 9 части первой ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией).
С 1 марта 2023 г. запрет распространился на получение любого имущества или выгоды, кроме подарков на официальных мероприятиях: лица, приравненные к государственным должностным лицам, супруг (супруга), близкие родственники или свойственники государственного должностного или приравненного к нему лица не вправе принимать в связи с исполнением государственным должностным или приравненным к нему лицом служебных (трудовых) обязанностей имущество или получать другую выгоду в виде работы, услуги для себя или третьих лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью седьмой ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией.
Кроме того, исключено понятие «сувенир». При этом в Законе № 232-З дано определение понятиям «протокольные и иные официальные мероприятия», «подарок, полученный при проведении протокольного и иного официального мероприятия», поскольку на практике часто возникали трудности по соблюдению ограничения на получение имущества (подарков).
Справочно:
запрет на дарение подарков свыше указанной стоимости установлен и в ГК (ст. 546 ГК).
Это важно! С 5 до 20 базовых величин повышена допустимая стоимость такого подарка.

Ограничение на совместную работу
Ограничение на совместную службу (работу) супругов, близких родственников или свойственников, определенное в ст. 18 Закона о борьбе с коррупцией, теперь распространено на работу не только в государственных органах и организациях, но и в организациях, в уставном фонде которых 50 % и более долей (акций) находятся в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц. Работающие в организациях с преобладающей долей собственности государства также обладают статусом государственных должностных лиц.
Такое ограничение затрагивает узкий круг субъектов: руководитель (его заместители), главный бухгалтер (его заместители) и кассир.
Этот запрет отражен в трудовом законодательстве (ст. 27 ТК).
 Кроме того, при назначении государственных должностных лиц в обязательном порядке теперь от них не только будут получать обязательства по соблюдению антикоррупционных ограничений, предусмотренных в ст. 16 Закона о борьбе с коррупцией, но и ознакамливать их с установленным порядком предотвращения и урегулирования конфликта интересов.
И еще. Статья 21 Закона о борьбе с коррупцией дополнена перечнем субъектов, которых необходимо уведомить о конфликте интересов. В нее также внесены изменения, устанавливающие последствия нарушения порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов для всех категорий государственных должностных лиц независимо от наличия у них статуса государственного служащего: привлечение к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения.

Ответственность
В ст. 37 Закона о борьбе с коррупцией установлена ответственность за использование государственным должностным лицом в личных интересах предоставленного ему имущества. Ранее ответственность была предусмотрена за незаконное использование только имущества, находящегося в государственной собственности.

Обязанности руководителя
Обязанности руководителя организации детализированы в ст. 43 Закона о борьбе с коррупцией. Предусмотренная ранее обязанность руководителей принимать в пределах своей компетенции меры по борьбе с коррупцией дополнена обязанностями по предупреждению и выявлению нарушений антикоррупционного законодательства, устранению последствий, наступивших в результате таких нарушений, а также способствующих им причин и условий.

ПРИКАЗ о комиссии и ПОЛОЖЕНИЕ о комиссии по противодействию коррупции

План работы и план заседаний на 2024 год

 

Email: Gdm@Gordormost.by

  • Витебский облисполком
  • Витебский горисполком
  •  
    Официальный интернет-портал президента республики Беларусь национальный правовой портал Республики Беларусь Витебские Вести Год исторической памяти